Клиенты XXI века – за лучший учет

Миссия Мирового банка

1. Прежде всего, благодарю организаторов этой важной конференции за приглашение выступить сегодня перед вами. Для меня всегда честь быть в Пекине, столице одного из важнейших членов-кредиторов Мирового банка и партнера по борьбе против всеобщей бедности.

2. Должен, однако, признать, что принял ваше предложение с колебаниями. Меня беспокоил вопрос: что я могу предложить вам, представителям ведущих организаций в области теории и практики бухгалтерского учета? Хватило одного взгляда на документы, которые будут представлены на этой конференции, чтобы заставить меня дважды подумать. Но я решился. Действительно, это прекрасная возможность изложить некоторые перспективы с точки зрения клиентуры, которой вы служите сейчас и будете служить впредь. Постараюсь выступить от лица клиентов, или пользователей финансовой информации (таких как менеджмент, рынки капитала), и тех, кто зависит от более совершенного бухучета как важного инструмента развития. Иными словами, ради вас, кто стремится обеспечить все более высокий уровень бухгалтерского учета и самих бухгалтеров, я хочу представить сторону спроса в этом уравнении.

3. Мировой банк является одновременно производителем и потребителем финансовой информации. Мы – банк развития. Мы используем наш превосходный кредитный рейтинг, чтобы привлекать средства на мировых рынках капитала, а затем передавать их по выгодным ставкам развивающимся странам, которые при помощи этих средств решают проблему бедности на своей территории. Таким образом, уверенность инвестора в надежности бухгалтерского учета и методов отчетности нашего банка преобразуется в дешевые кредиты для бедных стран мира.

4. Мировой банк также очень заинтересован в увеличении надежности бухгалтерского учета, отчетности и практики аудита в развивающихся странах. Мы хотим знать, что предоставленные нами средства используются по назначению, хотим помочь развивающимся странам полноценно использовать их небольшие ресурсы. С ростом доверия к финансовой информации со стороны как общественного, так и частного секторов, развивающиеся страны получат прямой доступ к международным рынкам капитала.

5. Теперь я хотел бы подробнее остановиться на некоторых из упомянутых важных тем и начну с растущего спроса на глобальные общепринятые стандарты бухучета. Затем я хотел бы рассказать о том, как современные тенденции бухучета отражаются на моей деятельности в качестве CFO Мирового банка.

Растущая поддержка IAS

6. Совсем недавно появились признаки того, что поддержка всеобщих стандартов бухучета стремительно растет:

– В июне этого года Европейская комиссия выразила намерение до конца года внести предложение с требованием, чтобы все компании Евросоюза, которые котируются на регулируемом рынке, стали готовить консолидированную финансовую отчетность в соответствии со стандартами IASC – не позднее 2005 года.

7. Такая поддержка – реакция на возросшие требования руководителей и инвесторов, которые сомневаются в целесообразности соблюдения бесчисленных национальных стандартов и правил.

Мировой банк о применении IAS

8. Мы верим, что всеобщее применение и принятие международных стандартов бухучета было бы серьезным шагом к увеличению прозрачности финансовой отчетности и сравнимости финансовой информации, необходимой для международных инвестиций и финансирования.

9. Руководителям и инвесторам компаний, ведущих международную деятельность, соблюдение нескольких комплексов национальных стандартов и их анализ обходятся недешево. Чтобы финансовой информацией, которая содержится в этих стандартах, можно было пользоваться, их приходится изучать, анализировать и сравнивать. Затраты на это не окупаются сравнительно небольшой выгодой от использования различных национальных стандартов.

10. Для некоторых стран принятие международных стандартов бухучета было бы шагом вперед, однако многие уже сегодня имеют национальные стандарты, приближенные к международным. Наш опыт показывает, что часто эти стандарты применяются и проводятся в жизнь неэффективно, особенно в развивающихся странах. Часто не хватает сильного законодательства, чтобы сделать их обязательными. Такое положение подрывает доверие инвесторов к финансовой информации, исходящей из этих стран. Следовательно, системы регулирования, согласия и контроля, даже на национальном уровне, – это ключ к прочности международной финансовой архитектуры. Важно помнить, что международные органы – разработчики стандартов не могут обязать кого-либо их применять – эта задача остается отдельным странам.

11. В странах со слабым аудитом и неэффективными механизмами регулирования проверок и балансов может быть недостаточно, чтобы защитить потребителя от ложной информации. Соответствие существующим национальным стандартам во многих странах невысоко по ряду причин: (1) недостаток компетентности в применении стандартов учета, (2) намеренные манипуляции, и/или (3) наличие монополий, сопротивляющихся прозрачности.

12. Пользователи все больше нуждаются в финансовой информации, которой нет в традиционных финансовых отчетах (ее дает, например, анализ управления, расчеты по справедливой стоимости, предоставляют брокеры и/или другие источники). Мы полагаем, что международные стандарты должны содействовать измерению и раскрытию финансовой информации, на которую велик спрос руководства, аналитиков и инвесторов.

Кризис в Восточной Азии

13. Хотя нехватка надежной финансовой информации не была главной причиной кризиса в Восточной Азии, можно определенно сказать, что она его усугубила.

14. Без согласованной, сопоставимой и надежной финансовой информации денежные средства использовались неэффективно; риски не выявлялись до тех пор, пока не было слишком поздно ими заниматься. Долгосрочные и/или непродуктивные активы в сочетании с краткосрочными пассивами в иностранной валюте вызвали кризис ликвидности, который, в отсутствие надежной финансовой информации, породил панику среди зарубежных и местных инвесторов. Бегство капитала привело к падению курса местных валют и эрозии стоимости активов, которая серьезно углубила кризис.

15. Из-за непрозрачности финансовых отчетов компаний пользователи отчетности не получали своевременных сигналов об ухудшении финансовой ситуации. Артур Левитт, Председатель SEC в США, отметил, что «инвесторы паникуют в ответ на неожиданные или не поддающиеся измерению плохие новости».

16. Доступ к необходимой информации, вероятно, уменьшил бы «панику» среди иностранных инвесторов в ходе восточно-азиатского кризиса. Инвесторы смогли бы отделить здоровые банки и компании от проблемных, более своевременно и организованно управлять рисками своих инвестиций. Для этого им важно иметь данные о: (1) гарантиях и иных внебалансовых рисках и непредвиденных обстоятельствах; (2) связанных с другими сторонами сделках, отношениях и платежах; (3) справедливой стоимости непогашенных кредитов; (4) просроченных позициях активов и пассивов и валютных позициях; (5) излишней концентрации в отдельных сегментах или секторах (например, в недвижимости); (6) рисках ликвидности, связанных с долгосрочными и непродуктивными активами; (7) достаточности резервов и капитала для покрытия этих рисков.

17. Следует понимать, что непрозрачность финансовой отчетности бывает связана с использованием приемов учета, не соответствующих существующим национальным и международным стандартам. Чтобы предотвратить распространение ложной или неполной финансовой информации, аудиторы или регулирующие органы должны выявлять манипуляции, цель которых – скрыть плохую работу, низкую прибыльность, ухудшение качества активов или неоправданный риск.

18. Азия и весь мир должны усвоить уроки недавнего кризиса: для эффективного и организованного функционирования свободных международных рынков нужна надежная и сопоставимая финансовая информация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: