При возникновении проблем с погашением кредита могут «нарисоваться» коллекторы – организации, которые получают от кредитора право на взыскание долга с заемщика. Часто эти ребята перегибают палку, угрожают заемщикам, портят имущество, причиняют физический вред, распространяют клевету и т. д. Но бороться с такими нерадивыми личностями можно. Более того, закон на стороне заемщика, и уложить коллектора на лопатки не так сложно. Что делать, если звонят коллекторы.
Права коллекторов
Их мало. И если бы все агентства действовали в рамках закона, то проблем бы и не было. Коллектор имеет право:
- заниматься сбором информации о заемщике,
- звонить в определенное время заемщику,
- идти на личные встречи,
- напоминать о наличии долга и возможных штрафных санкциях,
- интересоваться о причинах возникновения долга и неуплаты.
При этом сотрудники не могут давить, угрожать, звонить ночью, тревожить третьих лиц, заходить домой к заемщику, портить имущество, нецензурно выражаться, требовать погашения долга и т. д.
Коллектор всегда обязан представляться: называть настоящие ФИО и официальное название организации, на которую он работает.
Основные вопросы:
- Может ли коллектор звонить родственникам? Если эти лица не являются поручителями, то коллектор не имеет права тревожить их звонками по вопросу долга заемщика. Это уже психологическое давление на заемщика. Следует писать жалобу.
- Может ли коллектор звонить на работу? У сотрудников нет таких полномочий. Это нарушение закона о неразглашении персональных данных. Следует идти в правоохранительные органы.
- Могут ли коллекторы подать в суд? Могут. Однако практика показала, что это редкость. Все из-за того, что у коллекторов далеко не всегда имеются подготовленные документы по этому вопросу, которые смогли бы стать веским аргументом в суде.
- Может ли коллектор явиться в дом заемщика? Может, но только для устной беседы. При этом заходить в дом сотрудник не имеет права без приглашения.
- Уполномочен ли коллектор описывать имущество? Нет. Этим занимаются только судебные приставы после решения суда.
- Могут ли коллекторы прийти с полицейским. Ни полиция, ни прокуратора не имеют отношения к взысканию долгов. Если коллектор явился домой к должнику с каким-то лицом в полицейской форме, то заемщик не обязан с ними общаться.
Диалог с коллектором
Сначала сотрудники агентств пытаются выйти на связь по телефону. При этом они считают заемщиков за неграмотных людей и могут аргументировать свои претензии выдуманными статьями. Бывало и такое, что коллектор по телефону заявлял заемщику, что он «пробил» его адрес через базу ФСБ. Понятно, что это невозможно.
По факту большинство коллекторов – малообразованные личности, подающие в трубку заученный, шаблонный текст. Если немного надавить ни них, то они впадают в ступор. Как «загрузить» коллектора? Точки давления:
1. Запись звонка. Всегда разговор с коллектором нужно записывать или снимать на видео, если это очная встреча. Это заметно охладит пыл, а также окажется доказательством в суде, если коллектор преступит закон.
2. «Кто ты вообще?». Статья 15 ФЗ обязывает коллектора представляться, называя свои реальные ФИО и наименование агентства. Более того, заемщик имеет право запросить адрес конторы, номер ИНН, ОГРН и даже ФИО начальника. Вот тут коллекторы начинают увиливать, говоря, что не обязаны предоставлять эту информацию. Однако обязаны.
Ответ заемщика: «Я не верю, что есть организация «Коллектор», которую вы представляете. Проверить это возможно онлайн через ИНН, но вы не хотите мне его сообщать. До свидания».
Если коллектор не хочет представляться, то сразу же можно бросать трубку.
3. «О чем речь?». Банк или коллекторское агентство должны оповестить заемщика о переуступке права требования. При этом это должно быть официально письмо. Если такового нет, то фактически заемщик общается с «какой-то там конторой» по «какому-то долгу». Нет письма – общение можно прекращать.
Коллекторы могут говорить, что в договоре кредитования есть пункт о передаче прав, но это все пустой звон.
Ответ заемщика: «Мне письмо о переуступке прав не приходило. Я не буду с вами общаться, как с представителем конкретной организации, потом что могу подозревать, что вы мошенник или вымогатель».
4. Не должник. Официально должником заемщика может признать только суд. Если этого нет, то коллектор не имеет права называть заемщика должником. Часто сотрудники агенств давят психологически: «Вы мошенник. Взяли деньги и не вернули. Теряете лицо в глазах семьи и друзей». Но вот есть тонкость: если заемщик совершил хотя бы 1 платеж по кредиту, то мошенником он уже не является. Это клевета со стороны коллектора.
5. «Вас это не касается». Коллектор может спрашивать адрес проживания, работы и т. д. У него вообще нет полномочий на запрос такой информации.
6. «Попробуйте приехать». Часто коллекторы говорят, что знают адреса родных и близких и поедут решать вопросы долга с ними. Контраргумент – ст. 15 ФЗ и ст. 137 УК. Это закон «О потребительском кредите» и «Неприкосновенность частной жизни». Вслед коллектору «закидываем» 24 статью Конституции.
По факту доказать в итоге неправомерные действия коллекторов будет не так легко. Но сама цель не в этом. Просто коллекторам точно не нужны подобные разбирательства. В худшем случае виновные могут получить до 5 лет лишения свободы.
7. Полиция. Могут коллекторы угрожать и полицией. Однако это блеф. Полиция возьмется за дело только в том случае, если заемщик признан должником и скрывается от судебных приставов. И это далеко не всегда.
Выходит, что у коллектора фактически очень мало прав, и сотрудник не может требовать погашение долга. Вся его работа – регулярное напоминание заемщику о наличии задолженности. Также коллектор может вежливо поинтересоваться, когда заемщик сможет погасить кредит. Все остальное – нарушение закона. Никаких «выбиваний» долгов, запугиваний, угроз.
Обязательно все беседы с коллектором следует фиксировать. С такими доказательствами можно будет обратиться в полицию, прокуратору или Роспотребнадзор.