Site icon Capitalpost.ru

Как составить бизнес план для ИП: правила + анализ структуры

,

Как известно, любой бизнес начинается с планирования. Чтобы открыть собственное ИП, то есть, небольшое предприятие, необходимо сперва детально все обдумать, взвесить плюсы и минусы, оценить реальные возможности.

Конечно, можно сделать это только формально, смоделировав ситуацию у себя в голове. Но гораздо надежнее составить бизнес план, который послужит наглядным руководством к действию.

Почему этот документ так важен для предпринимателей, и как составить бизнес план для ИП с нуля, мы расскажем в сегодняшней статье.

Что такое бизнес план, и какова его роль для ИП?

Сегодня можно встретить немало определений, что же такое бизнес план. Кто-то твердит, что это основа построения бизнеса для самого предпринимателя, а кто-то уверен, что его наличие необходимо не столько самому ИП, как его потенциальным инвесторам или кредиторам.

Но однозначно одно – бизнес план необходим, так как он и в самом деле является той базой построения бизнеса, с которой начинается предпринимательская деятельность.

Определим понятие бизнес плана несколько детальнее.

Бизнес план – это документ, который можно составить самостоятельно самому ИП или при участии компетентных лиц: маркетологов, финансистов, юристов и т. д.

Также бизнес план – это пошаговое руководство развития бизнеса на ближайшие несколько лет, которое не только описывает нынешнее положение дел, но и позволяет предвидеть ход развития событий в будущем.

Цель каждого бизнес плана – спрогнозировать, как и по какой схеме будет развиваться предприятие в дальнейшем: что оно будет производить или продавать, какие цели должен достичь ИП, какую сумму капитальных инвестиций потребуется вложить, чтобы начать собственное дело.

Но такое определение целей бизнес планирования вовсе не говорит о том, что составить бизнес план целесообразно только при открытии собственного ИП.

На самом деле бизнес план актуален в обеих ситуациях: и когда его составление предполагает открытие нового предприятия, и когда уже опытный бизнесмен в связи с расширением поля своей деятельности желает смоделировать план развития бизнеса в дальнейшем.

Что касается адресата бизнес плана, то есть, стороны, для которой ИП важно его составить, то здесь также может быть два варианта.

Бизнес план может быть составлен для:

Неверно полагать, что бизнес план важен исключительно во втором случае. Вовсе нет. И для самого ИП, и для его потенциальных кредиторов важно заранее оценить риски, как можно четче визуализировать конечный продукт и «прикинуть» рентабельность.

Запустить предпринимательскую деятельность без этого – очень рискованно, тем более что конкуренция в последние годы только возрастает.

Именно поэтому мы советуем в любой ситуации все хорошенько обдумать и составить бизнес план.

При чем важно сделать это не только грамотно, но и правдиво.

Разумеется, что инвесторам хочется увидеть наиболее благоприятные прогнозы, но, если на самом деле они такими не являются, не стоит слишком приукрашать действительность.

Поверьте, кредиторы – тоже грамотные люди, и если они увидят обман, то не станут помогать вам финансово. А даже если станут, но прогнозы не оправдают надежд, то единственным, кто понесет ответственность, станете вы сами.

Помните, что на ваш бизнес план возлагаются немалые обязанности:

Составить бизнес план рекомендуется с учетом нынешнего, но в большей степени будущего времени.

Ваш дальнейший план развития должен быть расписан, как минимум, на три ближайших года.

Можете предвидеть ситуацию на дольше? Хорошо, пусть ваш план будет расписан на 5 лет, но ни в коем случае не на один и не два года.

Что еще важно в том, как составить бизнес план для ИП?

Важны:

Какими основными правилами должен руководствоваться ИП при составлении бизнес плана?

Для того, чтобы составить документ грамотно, потребуется достаточно много времени и тщательной подготовки.

Вы можете составить документ своими силами или же прибегнуть к помощи профессионалов. Но и в том, и в другом случае, вы обязаны знать об основных правилах написания плана.

Не забудьте, что:

На первый взгляд, эти правила слишком просты, но именно они – ключ к будущему успеху ИП.

Перейдем к самому важному вопросу – структуре документа.

Как составить бизнес план для ИП и грамотно его структурировать?

Каждый отдельный вид предпринимательской деятельности предполагает собственную формулу развития.

К сожалению, ее практически невозможно обобщить, так как именно сфера деятельности определяет, какие этапы будут сопровождать путь к успеху ИП.

Но несмотря на это, как мы уже сказали, бизнес план обязан иметь четкую структуру.

Зачастую он состоит из таких разделов:

  1. Титульный лист.
  2. Резюме.
  3. Анализ рынка.
  4. Описание продукта или услуги.
  5. Анализ производства.
  6. Кадровая структура.
  7. План продвижения (маркетинговая политика).
  8. Нормативная база.
  9. Финансовый план.
  10. Оценка рисков.
  11. Приложения.

Всего 11 разделов, которые могут быть дополнены и другими, если это предполагает выбранный вид предпринимательской деятельности.

Далее рассмотрим каждый структурный элемент и расскажем, для чего он нужен, и что в нем следует указать.

Раздел №1. Титульный лист.

Казалось бы, что титульный лист – это вовсе не обязательный элемент структуры документа. Однако, если ваш план вы намерены составить не только для себя, но и для своих потенциальных кредиторов, то его правильное оформление имеет очень большое значение.

Именно титульный лист создает первое впечатление о документе, а как известно, невозможно дважды произвести первое впечатление. Поэтому запомните:

И самое главное – не забудьте напечатать титульный лист. Увы, не все предприниматели помнят о нем, что в будущем сказывается негативно на их репутации.

Пример: титульный лист будущего делового центра.

Раздел №2. Резюме.

Следующим за титульным листом идет раздел под названием «Резюме». Если быть точнее, то резюме – это краткая характеристика всего описанного в документе.

И несмотря на то, что именно с него начинается план, составить его следует в самом конце, уже после того, как будут описаны другие разделы.

Почему так? Потому что, только проанализировав все последующие элементы структуры, вы сможете подытожить сказанное и сделать резюме.

Размер данного раздела не должен превышать 2-3 страниц. Если он будет объемнее, то информация может показаться «затянутой» и не объективной.

Пример: резюме интернет-магазина.

Раздел №3. Анализ рынка.

Для того, чтобы понять, что ожидает ваш продукт в будущем и более точно обозначить его, необходимо проанализировать рынок, на который «выходит» ИП.

Нет, вам вовсе не нужно будет ходить по местным ярмаркам или выставкам. Мониторинг или анализ рынка предполагает нечто иное.

В ходе анализа вы должны выяснить:

Такой детальный, но не слишком простой анализ поможет в первую очередь самому ИП, ведь он позволит понять, какой именно продукт или услуга будут пользоваться спросом, и какие характеристики или дополнительные услуги стоит предложить, чтобы выгодно отличиться от конкурентов.

Пример: анализ рынка конкурентов будущей кофейни.

Раздел №4. Описание продукта или услуги.

После проведения анализа ваша цель – составить характеристику продукта, который вы намерены реализовывать или производить. Также может быть описана услуга, если вы работаете в области оказания услуг.

Здесь важны малейшие детали:

Если то, что вы намерены продавать или производить имеет какие-нибудь особенности, то не забудьте написать и о них.

Возможно, вы являетесь «первооткрывателем» технологии или ваш продукт находится вне конкуренции – пишите обо всем детально.

Пример: описание услуг, предоставляемых гостиницей.

Раздел №5. Анализ производства.

Данный раздел – обобщенный структурный элемент. Анализ производства не предполагает, что вы обязуетесь что-то производить.

Возможно, вы будете только реализовать продукты или товары, или оказывать услуги. Но такой раздел все равно останется.

Его цель – описать, как будет производиться товар или как будет происходить его реализация.

Составить его необходимо из таких сведений:

Пример: производственный план тренажерного зала с комплектом оборудования.

Раздел №6. Кадровая структура.

Хоть ИП и не предполагает создание масштабного предприятия, для него все равно потребуются работники.

Их количество вряд ли будет большим, но каждую должность важно визуализировать заранее.

Если вы этого не сделаете, то попросту не сможете подсчитать, сколько средств вам потребуется выделить на оплату труда.

К тому же, не имея четкого представления, кто будет у вас работать, невозможно в принципе представить, как же будет происходить производственный или рабочий процесс.

Перечень сотрудников с описанием их должностей, конечно же, зависит от того, о каком бизнесе мы говорим.

Пример: кадровая структура будущего автосервиса.

Раздел №7. Маркетинговый план.

Сбыт продукции или оказание услуг ИП, которое только открывается, невозможно без заранее продуманного плана реализации.

Для того, чтобы предприятие могло как можно скорее выйти на чистую прибыль и окупить расходы, нужно составить точный план продвижения, а также перечень каналов сбыта.

Для этого в бизнес плане необходимо проработать такие моменты:

Также, если речь идет об открытии производства, необходимо обозначить, как именно будет реализована продукция и кому.

Описание сегмента потребителя также важно, если вы будете только продавать или оказывать услуги.

Пример: маркетинговый план салона красоты.

Раздел №8. Нормативная база.

Как подтверждение того, что ваше ИП зарегистрировано в законном порядке, необходимо составить раздел под названием «Нормативная база».

Здесь вы укажете:

Пример: юридический план цветочного магазина.

Раздел №9. Финансовый план.

Основная задача финансовой части бизнес плана – подсчитать, сколько средств потребуется для того, чтобы открыть ИП.

Необходимо включать все возможные расходы:

От того, на сколько точно вы сможете подсчитать расходы, будет зависеть и то, сможете ли вы в действительности окупить свое предприятие.

Финансовый раздел – это, пожалуй, наиболее ответственная часть бизнес плана, которую важно составить грамотно.

Берите только реальные цифры и не забудьте ни об одной статье расходов.

Пример: финансовый план парикмахерской.

Раздел №10. Оценка рисков.

Наверное, не существует такого вида бизнеса, который бы не «таил» в себе определенные риски.

Как бы правильно и грамотно вы не составили бизнес план, увы, это не гарантирует вам успех. Ваше ИП может и не выдержать конкурентной борьбы или оказаться невостребованным.

Конечно, вам остается надеяться на лучшее и стремиться к достижению целей, но предусмотреть риски вы обязаны.

В этом заинтересованы в первую очередь вы сами, так как, зная с чем вы можете столкнуться, обезопасит вас от неожиданного «провала».

Получить реальную картину хотят и потенциальные инвесторы, ведь и они в определенном понимании идут на риск вместе с вами.

Пример: оценка рисков будущей гостиницей.

Как составить бизнес план для малого бизнеса?

Структура и пример написания с расчётами.

Раздел №11. Приложения.

Последний и завершающий раздел бизнес плана – это чаще всего перечень приложений и сопроводительных документов.

Его наличие необязательно, но для подтверждения всего описанного в плане его присутствие желательно.

Вам стоит включить в перечень приложений следующий пакет:

Итак, мы подробно рассмотрели структуру бизнес плана, которую вы можете использовать, чтобы составить план собственного ИП.

Напоследок хотелось бы отметить, что составить бизнес план не сложно, если вы заранее знаете, что необходимо указать в таком документе.

Разумеется, что в наше время подобные бумаги не пишутся от руки, а набираются на компьютере. Что касается таблиц, то их можно выполнить в Excel.

Также допустимо использование других профессиональных программ. Зачастую они очень функциональны и позволяют быстро создавать качественные планы, но их недостаток – сложная структура, с которой разобраться новичку бывает непросто.

Теперь вы знаете, как составить бизнес план для ИП, если вы только планируете открыть свое дело или намерены его расширить. Самое главное – не торопиться и объективно оценивать возможности своего предприятия.

Exit mobile version